Лучшая мамочка
…любящая, обворожительная, успешная…

Речевое развитие ребенка

Опубликовано в Детское здоровье

Речевое развитие ребенкаДля речевого развития ребенка очень важны первые годы, так как речь маленького человечка развивается на основе подражания речи взрослых. Если мама ласково разговаривает с крохой, пеленая или переодевая его, то это будит в малыше желание как-то сигнализировать маме о своих желаниях. Изначально новорожденный умеет издавать лишь отдельные звуки, криком, стоном и плачем сообщая окружающим о физическом дискомфорте. Но к 3 месяцам у крохи появляется «гуление» – малыш пытается освоить непослушный язычок, издавая протяжное «эй», «эйге» и «агу». Следующим этапом речевого развития ребенка является лепет – непроизвольное складывание звуков в слоги и их многократное повторение (ома-ма-ма, абу-бу-бу), которое возникает к 5 месяцам. К этому возрасту на просьбу мамы показать знакомый предмет (мяч, кошку, бутылочку) малыш глазами находит названный предмет. В начале 10 месяца кроха может повторить легкие односложные слова («дай», «ни-ни», «тик-так»), в лепете родители все чаще выделяют знакомые словосочетания. К году здоровый, развитый ребенок уже может выразить свое согласие («да»)  или несогласие («нет») с действиями родных, сознательно показывает все части тела, копирует животных (на просьбу показать ежика малыш пофырчит, на собачку скажет «ав-ав»). Ребенок в своей речи уже освоил до 5 согласных и гласных звуков (м, п, г, б, к, а, о, у, и). К полутора годам ребенок сознательно использует двусложные слова, обращаясь к названным людям – «мама», «баба», «дай», «тетя»….

К 2 годам ребенок в своем лексиконе употребляет до 80 слов, хотя некоторые слова понятны лишь домашним («бяка», «ава», «на», «кака»). Малыш теперь не просто называет предметы, но старается эмоционально объяснить родным свои переживания от увиденного, отчаянно жестикулируя при этом. Появляется чувство ритма – ребенку нравится слушать музыку, он пытается «подпевать». В начале 2 года ребенок способен усвоить и проанализировать обращенную к нему речь взрослого.

Речевое развитие ребенка продолжается и к 2,5 годам словарный запас существенно расширяется и включает до 300 слов. Кроха к этому возрасту обычно умеет правильно построить легкое предложение, состоящее из 3 слов. В это же время ребенок впервые разделяет в речи «я», «ты», «она», осознает разницу между понятиями «большой» и «маленький».

С 3-3,5 лет наблюдается настоящий взрыв в речевом развитии ребенка – к 3,5 годам ребенок употребляет более 1000 слов, грамотно строит простые предложения, понимая разницу между «вчера», «сегодня», «завтра». Если до 2,5 лет словарный запас малыша пополнялся за счет существительных, то теперь кроха дополнительно успешно оперирует прилагательными и глаголами.

После 4 лет ребенок может связно составить рассказ о событиях прошедшего дня, но самые трудные звуки («ш», «р», «ж») еще  не дифференцирует. В 5 лет ребенок использует в речи до 3500 слов, но некоторые дефекты произношения звуков допускаются и требуют коррекции у логопеда. Составляя рассказ, ребенок правильно согласовывает все части речи, изменяя род, число и падеж. Казусы, конечно, случаются, но в целом ребенок к 5 годам достаточно хорошо и понятно изъясняется.

Будет ли ребенок разговаривать красиво и грамотно или у него будут дефекты речи – все это зависит от родителей. Чтобы помочь карапузу овладеть родной речью, специалисты  советуют разговаривать с крохой, четко и медленно произнося слова, читать хорошие книжки, заниматься пальчиковой гимнастикой и упражнениями для развития артикуляционного аппарата.

Почитать ещё:

Comments are closed.